МАТЕРИАЛЫ
Постановка голоса
Поставить голос – значит, выявить природные данные речеголосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание путем тренировки.
Постановка голоса предполагает слаженную качественную работу трех составляющих:
I. речевого дыхания; II. дикции; III. голоса.
I. Речевое дыхание. Его назначение – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был достаточно громким, ровным (не дрожал и т.д.). Речевое дыхание должно быть незаметным.
Схема речевого дыхания:
- Короткий вдох (ртом или носом – как удобнее). Объем вдоха – выше спокойного. (Взять достаточный объем воздуха.)
- Продолжительный, ровный выдох, во время которого произносится речь.
- Соотношение вдоха и выдоха примерно 1 : 10.
- Добор воздуха осуществляется по мере физической необходимости во время ближайшей паузы в речи, быстро и незаметно.
II. Дикция. Хорошая дикция позволяет услышать речь в самых дальних рядах даже при слабом голосе. Плохая дикция – глушитель речи. Для обеспечения четкой дикции надо говорить «активным ртом». Это значит, что при произнесении речи, губы должны быть слегка напряжены, (а не произвольно болтаться), и все согласные звуки должны четко артикулироваться. Надо стремиться создать во рту максимальный объем, чтобы язык не сдавливался окружающей поверхностью и таким оброзом, обеспечивалось правильное формирование звуков.
Необходима также работа внутриглоточной артикуляции (мягкое нёбо и гортанная щель):
1. Приподнять мягкое нёбо, т.е. создать «купол» (хочется зевнуть).
2. Опустить гортанную щель (ощущения: кадык оттянут вниз, появляется звонкость, металл в голосе).
Работа внутриглоточной артикуляции увеличивает объем ротовой полости и гортани, обеспечивая, таким образом, более качественное звучание голоса и рефлекторно улучшает смыкание голосовых связок.
III. Голос. Развивать можно следующие основные элементы голоса:
1.силу; 2. диапазон (высоту); 3. тембральную окраску.
1. Сила голоса тренируется громким пением и произнесением речей.
2. Диапазон голоса можно раздвинуть, т.е. приблизить к потенциальным природным границам, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближаюшихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах).
3. Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), - к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения голоса от стенок резонаторов.
Резонаторы – это естественныые полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань).
Для того, чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса. Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Расслабить гортань и выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем издать слабый звук – простонать. Прозвучавшая нота – центр голоса.). Центр голоса укрепляется громким пением и речью на центре голоса.
Помимо специальных напевных и речевых упражнений, голос можно тренировать, контролируя элементы постановки голоса в повседневных разговорах.
Очень важно, чтобы увеличение тренировочных нагрузок происходило не в ущерб качеству звучания.
Поставленный голос не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит.
|